Союз журналистов Чечни: Свобода слова – это не вседозволенность!
У журналистского сообщества Чеченской Республики обращение главреда «Новой газеты» Дмитрия Муратова к муфтию Чечни Салаху Межиеву по поводу принятой в Грозном резолюции, при всей профессиональной выдержанности стиля и отточенности эмоций с первых фраз вызывает мягко горя чувство профессионального неприятия.
«Нам очевидно: эта резолюция подталкивает религиозных фанатиков к расправе над журналистами», — говорится в обращении газеты в ответ на слова, что возмездие настигнет подстрекателей. Только для того, чтобы понимать, что возмездие обязательно рано или поздно настигает тех, кто сеет смуту и раздор среди людей, вовсе не обязательно придерживаться неких радикальных, фанатичных взглядов. Достаточно просто верить в Бога, верить в его справедливость: каждому да воздастся свыше.
Более того, Чеченская Республика является полноценным субъектом правового поля Российской Федерации, и на ее территории главенствуют Конституция РФ и российские Законы. И если Муфтий Чечни сделал воззвание к возмездию и справедливости, то оно, несомненно, было акцентировано на цивилизованные рамки российского законодательства. Иначе и быть не может, как бы и кому бы того не хотелось бы!
Мы с пониманием и уважением относимся к обеспокоенности наших московских коллег о судьбе сотрудников «Новой газеты», но при этом считаем, что для таких переживаний нет никаких оснований. Несомненно, журналистское сообщество России должен объединять корпоративный дух, при этом не разделяя никого из наших коллег по национальным и конфессиональным признакам, статусу и ангажированности того или иного СМИ, его географической принадлежности.
Чеченские журналисты полностью солидарны с нашими московскими коллегам в том, что Свобода Слова и неприятие цензуры является грандиозным и незыблемым завоеванием демократии в нашей Великой стране! Но при этом мы считаем, что Свобода Слова – это не вседозволенность!
По словам Муратова, в текстах «Новой газеты» «невозможно отыскать никаких признаков оскорбления чеченского народа и его веры по одной причине — этих признаков там нет».
Да, действительно, в форме изложения нет никаких признаков, которые можно было бы классифицировать как оскорбительные. Но они есть в самой теме, навязываемой чеченцам для спровоцированной дискуссии.
Эта тема сама по себе является жесточайшим нарушением требований вековых традиций, ни при каких условиях не допускающих открытого обсуждения сомнительных тем между представителями разных поколений, между мужчинами и женщинами, в присутствии посторонних людей и т.д. Ни один уважающий себя мужчина-чеченец не позволит себе оскорбить женщину, сквернословя в ее присутствии или обсуждая темы, выходящие за рамки приличия.
Эта особенность – часть нашей древней культуры, которая не допускает разрушения границ между детьми и родителями, между мужчинами и женщинами. Границ, которые обеспечивают чеченцам возможность соблюдения социальной регламентированности. Именно эта регламентированность формирует в сознании чеченской молодежи идеализацию старших поколений, идеализацию женщины-матери. Именно поэтому наших молодых людей в социальной иерархии не оскорбляет чувство подчиненности по отношению к старшим поколениям. Именно эта особенность обеспечивает нам то, что у нас нет одиноких стариков и брошенных детей.
И навязывание нам для обсуждения темы заведомо неприличной – это провокационная попытка покушения на одну из основ нашего менталитета. Это разрушение взаимного уважения мужчин и женщин, стариков и молодых людей. Это попытки запустить процесс разрушения национального самосознания.
Это то, что в просвещенной, демократической Европе, при всех культурных и научно-технических достижениях, происходят чудовищные изменения нравственных установок и внутрисоциального распределения ролей. Вот и пытается «Новая газета» потихоньку подменить нам ценности, чтобы по новым лекалам выкроить из нас то, что нужно их финансовым и идеологическим покровителям.
Союз журналистов Чеченской Республики.